Что такое удаление вмятин без покраски?
Удаление вмятин без покраски или PDR (англ. Paintless Dent Removal) – технология локального ремонта автомобилей. Она представляет собой вид кузовного ремонта. На немецком языке название звучит как DOL (Dellenentfernung ohne lackieren). При данном виде ремонта устраняются дефекты на кузове автомобиля с сохранением оригинального лакокрасочного покрытия. Этот метод доказал свою эффективность при удалении вмятин от града. Для успешного удаления вмятин без покраски специалисту необходимо пройти курс обучения. Наиболее часто используются специальные крюки и штанги с наконечниками в форме “китовых хвостов“. Такие PDR инструменты как “гладилки“, молотки, обратные молотки, керны, термо-клей, адаптеры-“грибки”, LED лампы также очень популярны.
Удаление вмятин от града PDR инструментом Carepoint
Область применения PDR
Эта технология широко применяется в авторемонте при устранении кузовных вмятин, полученных механическим путем. Такие повреждения могут появиться вследствие выпадения града, при попадании различных предметов во время движения или в результате вандализма. Важным требованием для успешного применения данного способа ремонта является отсутствие критичных царапин и сколов.
При наличии глубоких царапин и сколов, нарушении целостности кузовного металла (трещины, разрывы, пробоины, обрывы) производится сварка. Также может использоваться постановка заплат или вставок, рихтовка поврежденной поверхности либо замена детали с последующей окраской.
Удаление вмятин без покраски
Для устранения вмятины специалист выдавливает ее. Для этого он совершает массирующие движения с оборотной стороны детали с помощью специального инструмента – штанг разных конфигураций и углов, а также специальных насадок. Мастер проникает к вмятине через технологические отверстия кузова с внутренней стороны. Для этого в некоторых случаях требуется частичная разборка обшивки автомобиля.
Также может применяться наружное вытягивание поврежденной поверхности кузова с помощью клеевой системы и инерционного (обратного) молотка. В традиционном кузовном ремонте к зачищенной поверхности металла с помощью споттера точечной сваркой приваривается металлический «грибок». В то время как PDR адаптер крепится на термоклей прямо на лакокрасочное покрытие. Позже клей бесследно удаляется с помощью изопропилового спирта.
Нередко после вытягивания вмятины наружу требуется осаживание металла путем рихтования кернами. Часто используются молоточки и разглаживание гладилками. В связи с этим в мастерской обычно стоит легкий шум, характерный скорее для студии художественной чеканки.
Преимущества PDR
Рассматривая различные технологии кузовного ремонта автомобиля, все больше автолюбителей обращают внимание на преимущества метода PDR – выправления вмятин без покраски.
- Цена работы PDR не всегда является главным аргументом при выборе ремонта без покраски вмятин. Часто цена на удаление вмятины без покраски сравнима с ценой замены детали. Хотя, например, в случае массивного повреждения кузова автомобиля после сильного града ремонт PDR может снизить затраты в несколько раз!
- Метод PDR помогает сократить время ремонта кузова автомобиля с нескольких дней или даже недель до буквально часов. Это значит, что машина не будет простаивает. Владелец автомобиля не будет нести ненужные коммерческие или имиджевые издержки.
- Автомобиль сохраняет свою рыночную цену, потому что технология PDR сохраняет оригинальную краску, а ремонт не оставляет следов. Измеритель толщины покрытия не покажет изменения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля. И часто это становится решающим при выборе технологии PDR для восстановления автомобиля и удаления вмятин.
История технологии удаления вмятин без покраски
Технология локального кузовного ремонта зародилась на автомобильных заводах, где использовалось конвейерное производство. Предположительно, каждый из автогигантов – General Motors и Ford в США, Volkswagen, BMW и Daimler-Benz AG в Европе – разрабатывал технологию беспокрасочного удаления вмятин своим путем независимо друг от друга. Существуют некоторые данные, что и на заводах в СССР также были свои мастера по локальному кузовному ремонту. Скорее всего, в США технология PDR могла развиваться более быстрыми темпами, ведь там автомобильное производство не испытывало задержек в развитии, связанных со Второй Мировой Войной.
Оценочно можно предположить, что время возникновения PDR технологии – это конец 40х – начало 50х годов прошлого столетия. Тогда автозаводы прекратили производство преимущественно военной техники и переключились на изготовление автомобилей для потребительских рынков. Именно тогда резко повысились требования к внешнему виду этого предмета роскоши.
Как могли появляться вмятины на совершенно новых автомобилях?
Заводской конвейер представляет собой непрерывную технологическую линию, на которой автомобиль последовательно собирается из готовых деталей. Кузовные элементы массово производились путем холодного штампования. Это позволяло получать из плоского металлического листа детали разных размеров и формы.
При штамповке были часты случаи, когда между листом металла и пресс-формой затекало избыточное количество масла. Масло в свою очередь из-за низкого коэффициента сжатия оставляло вмятины на изготовляемой детали. Внешне измененную геометрию детали было невозможно определить вплоть до момента окраски. Причем дефект становился заметным только под определенным углом освещения. Этого освещения добиться в закрытом помещении завода было сложно.
Таким образом, все производители столкнулись с технологической проблемой выправления вмятин на уже изготовленных деталях. На производственной линии длиной несколько километров одновременно могли собираться несколько сотен автомобилей. Кроме того, готовые детали заблаговременно производились и хранились на складе. Таким образом, в работе могли находиться до тысячи одинаковых отштампованных кузовных деталей. И с момента обнаружения дефекта до исправления ее причин непосредственно на штампе могло пройти от нескольких часов до дней.
Компании были готовы инвестировать в развитие локального кузовного ремонта готовых автомобилей. Первые кто взялись за решение этой проблемы были специалисты отдела качества. Многочисленные попытки исправить вмятины вскоре принесли свои положительные результаты. Это позволило компаниям сэкономить огромные средства. Ключевым было то, что не нарушался плавный ход работы конвейера.
Сборочная линия автомобилей 1960х гг.
PDR инструмент
Со временем в отделах качества автогигантов начали формироваться первые бригады PDR специалистов. Для успешной работы им потребовалось создать необходимый PDR инструмент. Вначале это были самоделки, созданные из существующих «наборов жестянщика». В настоящий момент существует целый ряд производителей, который выпускают первоклассный профессиональный PDR инструмент. Среди них можно выделить такие фирмы как Dentcraft, Carepoint, A-1, PDR Finess, Ultra Dent, PRO-PDR Solution, Würth и другие.
Изначально отделы качества на автозаводах были сориентированы на оценку качества покраски. Здесь использовались лампы освещения с лучами, направленными вдоль корпуса автомобиля для выявления возможных дефектов окраски. Для выявления вмятин были созданы специальные PDR лампы, создающие параллельные полосы, позволяющие выявить малейшие нарушения геометрии кузова автомобиля.
Отдел приема качества и PDR на заводе Volkswagen
Пионеры профессии PDR в Европе
Считается, что впервые коммерческая демонстрация технологии удаления вмятин без покраски была проведена Оскаром Флайгом (Oskar Flaig) на выставке Detroit Auto Show в США в 1960 году. Оскар Флайг был сотрудником компании Mercedes-Benz.
Юрген Холцер (Jürgen Holzer) мастер, выполнявший работы по удалению вмятин без покраски на заводе BMW в Мюнхене, в 1983 переезжает в США. Там он активно продвигает PDR обучение других мастеров. Ученик Юргена Холцера, Дон Кавана (Don Kavanagh), в 1991 создает собственную компанию Dent Kraft Plus.
Первые мастера PDR в Америке
Наталио Армандо Балдеррама (Natalio Armando Balderrama) основал в США в 1986 специализированную компанию по удалению вмятин без покраски – Dent Wizard. Эта компания дала путевку в жизнь многим звездам в мире PDR. Том Прайс (Tom Pricе) – выпускник обучающей программы в Dent Wizard. Он является одним из самых ярких популяризаторов технологии PDR. К его мнению прислушиваются сотни специалистов по удалению вмятин без покраски во всем мире. Том – создатель обучающих видео PDR Coach DVDS, непревзойденных до сих пор во всем мире. Том создал первую в мире беспроводную мини-лампу для ремонта вмятин. Он разработчик многих инструментов для компании Dent Gear. Том обучил более 200 мастеров. Среди них такие высококлассных специалисты мирового класса как Jeremy Taylor, Ivan Sklaruk, Joel Valois, Luke Price и другие.
Жоль Валуа (Joel Valois), ученик Тома Прайса, мастер по удалению вмятин, основал в Канаде в г.Квебек фирму Carrossier Express. В свою очередь ученик Жоля, Симон Ноэль (Simon Noel) – один из самых известных мастеров PDR в мире, основатель своей компании PDR Service & Hail Team в Калгари.
Джордж Дайер (George Dyer) основал компанию Anson Industries. Anson внесла значительный вклад в развитие индустрии производства инструментов для беспокрасочного удаления вмятин.
PDR инструмент
Джерри Блем (Jerry Blehm) основал компанию про производству PDR инструментов A-1 tool Company. Стив Хопф (Steve Hopf) основал в Калифорнии компанию Ultra Dent Tools. Специальная лампа со стендом Ultra-Light произвела революцию в PDR-освещении. Позже все остальные производители профессионального PDR инструмента использовали предложенные ими подходы к освещению.
В 1999 команда профессионалов в области удаления вмятин без покраски с завода Volkswagen в Вольфсбурге (Wolfsburg) в Германии создала бренд Carepoint . Под торговой маркой Carepoint в настоящее время выпускается широкий ассортимент PDR инструмента, доступного по всему миру.
В Германии Эрик Нюсле (Erich Nüssle) работал в отделе покраски на заводе Mercedes-Benz в Зиндельфингене (Sindelfingen). Позже он открыл компанию Karosserie Nussle в г. Гертринген (Gärtringen), которая стала важным поставщиком стендов для покраски для Mercedes-Benz. В конце 1990-х он основал фирму Nüssle Spezialwerkzeuge. Эта компания стала выпускать профессиональный PDR инструмент и обучать мастеров в Европе.
Выставки PDR инструментов и соревнования по удалению вмятин без покраски
Кевин Халевуд (Kevin Halewood) основал первую в мире специализированную выставку, посвященную удалению вмятин без покраски, — Mobile Tech Expo (MTE) в Орландо в США. В рамках выставки проводится чемпионат по удалению вмятин Dent Olympic. Он считается главным профессиональным чемпионатом по PDR в мире.
Позже в Европе появляется выставка IASRE – International Automotive Smart Repair Exhibition. Филиал IASRE также существует в Японии. Организаторами выступили уважаемые мастера в технологии DOL в Европе. Среди них — Thomas Lück, Marek Lissowski, Freddie Jonker. Также в рамках выставки впервые был проведен чемпионат по удалению вмятин. Это соревнование стало по сути первым чемпионатом по удалению вмятин в Европе. Правила и регламент чемпионата отличаются от американского. Они несколько сложнее. Чемпионат проводится в два этапа — общий тур и финал.